Так где же правда, какая истина в религии?

12 ХУДШИХ ИДЕЙ, КОТОРЫЕ РЕЛИГИЯ НАВЯЗАЛА МИРУ

Некоторые технологические инновации человечества — это то, без чего нам было бы лучше: на ум приходят средневековая дыба, атомная бомба и порошкообразные свинцовые зелья. Религии, как правило, изобретают идеи или концепции, а не технологии, но, как и любое другое творческое человеческое предприятие, они производят действительно плохие идеи наряду с хорошими.

Ранее я выделял некоторые из лучших моральных и духовных концепций человечества, наше общее моральное ядро. Вот, в качестве контраста, некоторые из худших. Эти двенадцать сомнительных концепций способствуют конфликту, жестокости, страданию и смерти, а не Любви и миру. Перефразируя Кристофера Хитченса, они отправятся на свалку истории, как только мы сможем их туда доставить.

1. Избранные люди

Термин «избранный народ» обычно относится к еврейской Библии и уродливой идее о том, что Бог дал определённым племенам землю обетованную (хотя она уже занята другими людьми). Но на самом деле многие секты поддерживают ту или иную версию этой концепции. Новый Завет определяет христиан как избранных. Кальвинисты говорят об «избранных Богом», полагая, что они сами являются избранными до начала времён. Свидетели Иеговы верят, что 144 000 душ получат особое место в загробной жизни. Во многих культурах считалось, что определённые привилегированные и могущественные родословные происходят непосредственно от богов (в отличие от всех остальных).

Религиозные секты по своей сути являются племенными и вызывают разногласия, потому что они конкурируют, заявляя о взаимоисключающих утверждениях об истине и обещая благословения или посмертные награды, которые не может предложить ни одна конкурирующая секта. «Символы банды», такие как специальные причёски, одежда, сигналы руками и жаргон, отличают инсайдеров от аутсайдеров и тонко (или не очень тонко) сообщают обоим, что инсайдеры по своей сути выше.

2. Еретики

Еретики, кафиры или неверные (используя средневековый католический термин) не просто чужаки, они морально подозрительны и часто считаются менее чем полноценными людьми. В Торе рабы, взятые из числа чужаков, не заслуживают такой же защиты, как рабы-евреи. Те, кто не верят в бога, развращены, совершают гнусные дела. «Нет [среди них] делающего добро», — говорит псалмопевец.

Ислам учит понятию «дхиммитуд» и устанавливает особые правила для подчинения религиозных меньшинств, при этом с монотеистами обращаются лучше, чем с политеистами. Христианство стирает воедино понятия неверующего и злодея. В конечном счёте, еретики — это угроза, которую необходимо нейтрализовать путём обращения, завоевания, изоляции, господства или — в худшем случае — массовых убийств.

3. Священная война

Если война может быть священной, всё пойдёт. Средневековая Римско-католическая церковь провела двадцатилетнюю кампанию истребления еретиков-катаров на юге Франции, обещая их земли и владения настоящим христианам, подписавшимся крестоносцами. Мусульмане-сунниты и шииты веками убивали друг друга. Еврейские писания описывают битву за битвой, в которой их Бог войны, Яхве, помогает им не только победить, но и истребить пастушеские культуры, населяющие их «Землю Обетованную». Как и в более поздних священных войнах, таких как современный подъём ИГИЛ, божественная санкция позволяла им убивать стариков и детей, жечь фруктовые сады и брать девственниц в качестве сексуальных рабынь — и всё это при сохранении чувства морального превосходства.

4. Богохульство

Богохульство — это представление о том, что некоторые идеи неприкосновенны, недоступны для критики, сатиры, дебатов или даже вопросов. По определению, критика этих идей есть безобразие, и именно эту эмоцию — возмущение — вызывает у верующих преступление богохульства. Библия предписывает богохульникам смерть; в Коране этого нет, но смерть богохульникам стала частью шариата в средние века.

Идея о том, что богохульство должно быть предотвращено или отомщено, стала причиной миллионов убийств на протяжении веков и бесчисленных других ужасов. Пока я пишу, блогер Раиф Бадави ожидает порки в Саудовской Аравии — 1000 ударов плетью по 50 штук — в то время как его жена и дети умоляют из Канады, чтобы международное сообщество что-то сделало.

5. Прославленное страдание

Представьте себе тайные общества монахов, бичующих себя по спине. Образ, который приходит на ум, вероятно, взят из романа Дэна Брауна «Код да Винчи», но идея не выдумана им. Основная предпосылка христианства заключается в том, что праведные пытки — если они достаточно интенсивны и продолжительны — могут каким-то образом исправить ущерб, причинённый злым, греховным поведением. Миллионы распятий разбросаны по миру как свидетельство этой веры. Мусульмане-шииты бьют себя плетями и цепями во время Ашура, формы освящённого страдания, называемого Матам, в память о смерти мученика Хусейна. Самоотречение в форме аскетизма и поста является частью как восточных, так и западных религий не только потому, что лишения вызывают изменённые состояния, но и потому, что люди верят, что страдания каким-то образом приближают нас к божественному.

Наши предки жили в мире, в котором боль приходила непрошено, и у людей было очень мало сил её контролировать. Аспирин или грелка были бы чудом для авторов Библии, Корана или Гиты. Столкнувшись с неконтролируемым страданием, лучший совет, который могла дать религия, — это положиться на него или придать ему смысл. Проблема, конечно, в том, что прославление страдания — превращение его в духовное благо — сделало людей более склонными причинять его не только себе и своим врагам, но и тем, кто беспомощен, в том числе больным или умирающим (как в случае с Мать Тереза и американские епископы) и детей (как в патриархальном движении по борьбе с детьми).

6. Увечье гениталий

Первобытные люди использовали скарификацию и другие модификации тела, чтобы определить принадлежность к племени на протяжении всей истории. Но калечащие операции на половых органах давали нашим предкам несколько дополнительных привилегий — если их можно так назвать. Обрезание младенцев в иудаизме служит признаком принадлежности к племени, но обрезание также служит проверкой приверженности взрослых новообращённых. В одной библейской истории вождь соглашается обратить свой клан и подвергнуть его процедуре, демонстрируя приверженность мирному договору. (Пока люди лежат недееспособными, израильтяне убивают весь город.)

В исламе болезненное мужское обрезание служит обрядом вступления в мужественность, посвящением в могущественную дубину. Напротив, в некоторых мусульманских культурах отрезание или сжигание женского клитора и половых губ ритуально устанавливает подчинение женщины, уменьшая сексуальное возбуждение и свободу действий. Около 2 миллионов девочек ежегодно подвергаются этой процедуре с последствиями, включая кровотечение, инфекцию, болезненное мочеиспускание и смерть.

7. Кровавое жертвоприношение

В списке худших идей религии, это единственная идея, которая, похоже, находится на завершающей стадии. Только индусы продолжают (во время праздника Гадхимаи, богини силы) и некоторые мусульмане (во время Курбан-байрам, праздника жертвоприношения) ритуально рубить и забивать жертвенных животных в массовом масштабе.

Когда наши древние предки перерезали горло людям и животным, вырезали им сердца или посылали дым жертвоприношения в небо, многие считали, что они буквально кормят сверхъестественных существ. Со временем в большинстве религий смысл изменился: богам нужно было не столько кормление, сколько знаки преданности и покаяния. Остаточное детское жертвоприношение в еврейской Библии (да, оно там есть) обычно выполняет эту функцию. Настойчивое внимание христианства к кровавому искуплению — представлению об Иисусе как о агнце, который будет всем и вся, без порока, окончательном «умилостивлении» за человеческий грех — можно надеяться, является последней итерацией долгого увлечения человечества кровавыми жертвоприношениями.

8. Ад

Говорим ли мы о христианстве, исламе или буддизме, загробная жизнь, наполненная демонами, монстрами и вечными пытками, была худшим страданием, которое умы железного века могли вообразить, а средневековые умы могли разработать. Изобретённое, возможно, как средство удовлетворения человеческого стремления к справедливости, понятие ада быстро превратилось в инструмент принуждения поведения и убеждений.

Большинство буддистов рассматривают ад как метафору, путешествие во зло внутри себя, но описания мучительных монстров и уровней ада могут быть весьма откровенными. Точно так же многие мусульмане и христиане спешат заверить, что это реальное место, полное огня и страданий неверующих. Некоторые христиане зашли так далеко, что настаивают на том, что крики проклятых можно услышать из центра Земли или что наблюдение за их мучениями издалека будет одним из райских удовольствий.

9. Карма

Как чёрт возьми, концепция кармы предлагает эгоистичный стимул для хорошего поведения — он вернётся к вам позже, — но она требует огромных затрат. Главным из них является огромный вес культурной пассивности перед лицом вреда и страданий. Во-вторых, идея кармы освящает широкую человеческую практику обвинения жертвы. Если то, что посеешь, то и пожнёшь, значит, ребёнок-инвалид, или больной раком, или неприкасаемый бедняк (или голодный кролик, или паршивая собака) должны были что-то сделать в этой или прошлой жизни, чтобы навлечь на себя своё положение.

10. Вечная жизнь

Нашим усталым и немытым предкам мысль об инкрустированных драгоценными камнями стенах, золотых улицах, фонтане молодости или вечном ангельском хоре (или сексе с девственницами) могла казаться чистым блаженством. Но не нужно долго анализировать, чтобы понять, как быстро вечный рай станет адом — бесконечным повторением никогда не меняющихся дней сурка (потому что как они могли бы измениться, если бы были совершенны).

Однако настоящая причина того, что понятие вечной жизни является таким плохим изобретением, заключается в том, до какой степени оно уменьшает и принижает существование на этом земном плане. Подняв глаза к небу, мы не можем увидеть сложную красоту под нашими ногами. Набожные верующие вкладывают свою духовную энергию в подготовку к грядущему миру, а не в заботу и управление тем диким и драгоценным миром, который нам дан.

11. Мужская собственность на женскую фертильность

Представление о женщинах как о племенных кобылах или детях как активах, скорее всего, не связано с религией, но идея о том, что женщины были созданы для этой цели, что, если женщина должна умереть от деторождения, «она была создана для этого», несомненно, Традиционные религии по-разному утверждают, что мужчины имеют установленное Богом право выдавать женщин замуж, брать их на войну, изгонять их с небес и убивать их, если невозможно установить происхождение их потомства. Отсюда маниакальная одержимость католицизма девственностью Марии и женщин-мучениц.

По мере того, как мы приближаемся к пределам нашей планетарной системы жизнеобеспечения и смотрим в лицо антиутопии, определение женщин как производителей, а детей как активов становится всё более дорогостоящим. Теперь мы знаем, что спусковым крючком конфликта является нехватка ресурсов и что потребность в воде и пахотных землях растёт, даже когда оба ресурса истощаются. И тем не менее, папа, который утверждает, что заботится об отчаявшихся бедняках, читает им лекции против контрацепции, в то время как мусульманские лидеры запрещают вазэктомию, стремясь превзойти своих врагов.

12. Библиолатрия (иначе книжное поклонение)

Дописьменные люди передавали свои лучшие догадки о богах и добре через устную традицию, и они делали предметы из камня и дерева, идолов, чтобы направить свою преданность. Их представления о том, что было хорошо и что было Настоящим, и как жить в моральном сообществе друг с другом, могли свободно развиваться по мере изменения культуры и технологий. Но появление письменности изменило это. Поскольку наши предки железного века записывали и собирали свои идеи в священные тексты, эти тексты позволяли их пониманию богов и добра стать статичным. Священные тексты иудаизма, христианства и ислама запрещают поклонение идолам, но со временем сами тексты стали идолами, и многие современные верующие практикуют — по сути — поклонение книгам, также известное как библиолатрия.

«Поскольку вера ислама совершенна, она не допускает никаких нововведений в религию», — говорит один молодой мусульманин, объясняя свою веру в Интернете. Его заявление выдаёт наивное отсутствие информации о происхождении его собственных догм. Но в более широком смысле он подытоживает вызов, с которым сталкиваются все религии в своём движении вперёд. Представьте, если бы физик сказал: «Поскольку наше понимание физики совершенно, оно не допускает никаких инноваций в этой области».

Приверженцы, считающие свою веру совершенной, не просто наивны или плохо осведомлены. Они задержаны в своём развитии, а в случае основных мировых религий они привязаны к железному веку, времени насилия, рабства, отчаяния и ранней смерти.

По иронии судьбы, представление о том, что наши священные тексты совершенны, выдаёт те самые поиски, которые побуждали наших предков писать эти тексты. Каждый из людей, написавших часть Библии, Корана или Гиты, брал полученную традицию, пересматривал её и предлагал свою лучшую формулировку того, что хорошо и реально. Мы можем чтить поиски наших духовных предков, или мы можем чтить их ответы, но мы не можем делать и то, и другое.

Религиозные апологеты часто пытаются отрицать, преуменьшать или объяснять грехи писания и пороки религиозной истории. «На самом деле это было не рабство». «Это всего лишь Ветхий Завет». — Он не это имел в виду. «Вы должны понимать, насколько плохими были их враги». «Те люди, которые причиняли вред во имя Бога, не были настоящими [христианами/евреями/мусульманами]». Такие банальности могут утешать, но отрицание проблем не решает их. Наоборот, на самом деле. Изменения приходят с самоанализом и проницательностью, готовностью признать свои ошибки и недостатки, сохраняя при этом наши сильные стороны и потенциал для роста.

В мире, который кишит человечеством, вооружённым самодельными бомбами, пулемётами, ядерным оружием и беспилотниками, нам не нужны защитники статус-кво религии — нам нужна настоящая реформация, такая же радикальная, как в 16 веке, и многое, многое другое шире. Только признавая худшие идеи религии, мы можем надеяться принять лучшие.

Валери Тарико, AlterNet Waking Times

Из комментариев статьи:

Карму следует рассматривать не как систему наказания и вознаграждения, а как систему баланса. Глядя на Библию «око за око и зуб за зуб», к сожалению, это часто неправильно понимают люди, думая, что они могут отомстить. На самом деле это означает, что все, что вы отдаёте, вы получаете обратно. Если вы не верите в религиозный текст, изучите 7 универсальных или герметических законов. Закон причины и следствия является универсальным законом. Если вы убьёте кого-то, вам придётся испытать другую сторону ситуации и стать жертвой (если не в этой жизни, то в следующей), чтобы вы могли испытать, что значит быть жертвой. То, что вы делаете для других, вы сделаете для себя. Мы все создаём свою собственную реальность, и мы должны преодолеть свою собственную судьбу. Здесь нет обвинения жертвы, только понимание того, что внутри человека нужно что-то изменить, это называется эволюция.

Опубликовано АМОУМАЯ https://amoumaya.ru/

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *