Как перейти к осознанности вопрошающего ума?
БИТВА С КОЛДОВСТВОМ: РАССТРАИВАЕТ УСТОЯВШИЕСЯ УМЫ
«Философское мышление, которое не насилует устойчивый ум, вообще не является философским мышлением».
~ Ребекка Гольдштейн
Зоны комфорта – любопытная вещь. Так тепло и безопасно. Так безопасно и обнадеживающе. Так приятно и уверенно. Убеждения оказывают на нас аналогичное влияние. Особенно основные убеждения, которые мы принимаем как должное. Но убеждения — это зоны комфорта с усиленной неуязвимостью; или, по крайней мере, иллюзия этого.
Такое подкрепление похоже на тюремную решётку, о которой большинство из нас даже не подозревает. Мы настолько полностью идеологизированы, настолько заранее запрограммированы, что даже не знаем, что мы не знаем, что нас приучили слепо верить во что-то просто потому, что достаточное количество людей убедило нас, что это правда. Проблема с усиленными зонами комфорта в том, что нет роста. Обычная зона комфорта, которую можно растянуть. Усиленная зона комфорта, о которой вы обычно даже не подозреваете, что её нужно расширять. Обычная зона комфорта допускает пробы и ошибки, позволяет задавать вопросы, а значит, есть как минимум потенциал для самосовершенствования и самопреодоления. Но усиленная зона комфорта не допускает проб и ошибок. Она не допускает «кощунственных» допросов, потому что она воспринимается как нечто само собой разумеющееся как уже совершенное или «просто такое, какое оно есть». Регулярные зоны комфорта могут быть полезными для здоровья, предоставляя нам безопасное убежище, место, где мы можем залечить и зализать раны. Но усиленные зоны комфорта — это ненужные системы безопасности, основанные на страхе (перед Богом, Неизвестным, Смерти), умиротворении и жалости к себе. Это место, где правит когнитивный диссонанс, и любая попытка мыслить нестандартно встречается: вам просто нужно верить в «коробку».
Битва против колдовства:
Философия — это битва против околдовывания нашего разума средствами языка».
~Людвиг Витгенштейн
Философия самонанесения находится на передовой линии борьбы с колдовством. Философия, причиняемая самому себе, направлена на расшатывание устоявшихся умов. Речь идёт о разрушении укрепленных зон комфорта слепой веры. Речь идёт о сглаживании «коробки», о которой все говорят как о мышлении за пределами, но когда дело доходит до этого, они цепляются за «коробку» из-за страха перед неизвестным или из-за веры в то, что, по их мнению, они знают.
Прежде всего, философия, причиняемая самому себе, заключается в том, чтобы подвергнуть сомнению себя до n-й степени посредством самоанализа. Но в таких вопросах вы сможете зайти так далеко, прежде чем столкнётесь с усиленной зоной комфорта слепой веры. Таким образом, философия, причиняемая самому себе, также заключается в том, чтобы подвергнуть сомнению многослойную культурную, политическую и религиозную идеологическую обработку, которая с самого начала привела к созданию этой усиленной зоны комфорта.
Когда вы надеваете мантию философа-самоубийцы, никакое убеждение, каким бы истинным оно ни казалось, не может быть подвергнуто сомнению с безжалостным скептицизмом и непоколебимой осмотрительностью. В битве с колдовством разрушение убеждений, какими бы сильными они ни были, является всего лишь побочным ущербом для бритвы Оккама универсальной истины. Черт, даже «универсальная истина» не подлежит сомнению.
Когда вы надеваете мантию философа-самоубийцы, концепция веры исключается из вашей интерпретации Вселенной. Здесь нет места вере, только мысль, только глубокое исследование, только образное любопытство. Вы заменяете все слова «верить» или «не верить» словами «думать» или «не думать». Вы не верите в то, что непременно существуете, вы «думаете», что «вероятно» существуете. Но вы можете ошибаться. Поэтому вы остаётесь осторожными, поскольку даже ваша интерпретация собственного существования может оказаться иллюзией, какой бы «правдивой» она ни казалась. Будут те, кто скажет: «Вы просто верите, что не верите». Но это явно ложно, потому что вы не «верите» в неверие, вы «думаете/спрашиваете/воображаете» посредством неверия, с пониманием, гибкостью, что ваше мышление «может» быть неправильным. И в этом-то и загвоздка: гораздо легче изменить мысль, чем убеждение. Почти невозможно изменить убеждение. Вы скорее подвергнете сомнению мысль, чем станете убеждением. И поэтому, вместо того, чтобы попасть в ловушку усиленной зоны комфорта, вы остаётесь впереди кривой, думая, а не веря, а затем подвергая сомнению то, что вы думаете, чтобы случайно не начать верить в это.
В духе расстроения устоявшихся умов вы не верите в наличие неуравновешенного ума, вы думаете, что неуравновешенный ум более продуктивен, более прогрессивен и более не предубеждён, чем устойчивый ум (неоспоримое убеждение). Вы понимаете, что вера в целом контрпродуктивна, потому что вы понимаете, что человеческий разум — это скорее генератор заблуждений, чем генератор истины. Он выкачивает заблуждения, как паук выкачивает паутину. Но, в отличие от паука, он имеет свойство в них застревать. Таким образом, вы понимаете, что единственный путь к истине лежит через вопрошающее, осмотрительное и скептическое мышление, а не через беспрекословное, догматическое и определённое мышление.
Единственное решение проблемы генератора заблуждений — это генератор вопросов. К счастью, человеческий мозг обладает и тем, и другим. Как философ-самоубийца, вы не верите, что это действительно так; скорее, вы думаете, что это, вероятно, правда. И вы готовы подвергнуть сомнению всё, чтобы «доказать» это. Действительно, вы превратили декартовское «Я мыслю, следовательно, существую» в «Я мыслю, следовательно, сомневаюсь».
Включаем генератор вопросов:
«Гораздо лучше понять Вселенную такой, какая она есть на самом деле, чем упорствовать в заблуждениях, какими бы удовлетворительными и обнадеживающими они ни были».
~Карл Саган
Проблема человеческого мозга в том, что он никогда не знает, когда его обмануло заблуждение, поэтому почти всегда лучше ничему не верить на случай, если это заблуждение. Своего рода обратная ставка Паскаля. Как предположил Аристотель, почти всегда лучше «принимать мысль, не принимая её». Просто примите всё это во внимание и пропустите через сито вероятности. Тогда всё, что не оскорбляет вашу Душу, подумайте, разберите, расспросите об этом. Будьте любопытны по этому поводу. Только не совершайте ошибку, веря в это.
У вас больше шансов понять Вселенную «такой, какая она есть на самом деле», задавая ей вопросы, а не веря в неё. Вы не верите, что Вселенная однозначно устроена определённым образом; скорее, вы думаете, что Вселенная может быть определённым образом, но вы готовы задавать вопросы дальше, чтобы приблизиться к тому, какой Вселенная «есть на самом деле». Если вы цепляетесь за определённую веру в то, как устроена Вселенная, вы блокируете себе возможность когда-либо приблизиться к Вселенной «такой, какая она есть на самом деле». Лучше вообще не иметь веры. Лучше просто думать и поддерживать работу мотора генератора вопросов, чтобы держать генератор заблуждений под контролем.
Противоположностью веры является не неверие и не сомнение, а ясность мысли. Без убеждений, укрепляющих зону комфорта, вы можете расширить её. Вы достаточно ясны, чтобы мыслить за пределами этого, вы достаточно смелы, чтобы подвергнуть сомнению это. Когда подкрепления отпадают, зона комфорта становится священным, а не застойным местом. Оно имеет возможность расти посредством самосовершенствования, а не оставаться в уверенности в себе. Действительно, без убеждений, загромождающих мышление, вы, наконец, сможете отбросить «установку» и перейти к «разуму».
Освободившись от «настроения» уравновешенного ума, вы переходите к осознанности вопрошающего ума. Вы становитесь ходячим, говорящим генератором вопросов, способным последовательно уравновешивать генератор заблуждений человеческого состояния. Вы находитесь на шаг впереди всех, путешествуя по Бесконечному кругу Аслама на доске для серфинга бритвы Оккама. В абсолютном трепете перед прекрасным развитием совершенно непознаваемой Вселенной. На грани собственного любопытства, подвергая сомнению все «ответы», противоречащие всем убеждениям, неуловимые для всех заблуждений. Вы философ-самоубийца, и даже Бог не застрахован от вашего безжалостного исследования.
об авторе: Гэри «Зи» МакГи, бывший специалист военно-морской разведки, ставший философом, является автором книг «День рождения Бога» и «Зазеркалье» . Его работы вдохновлены великими философами веков и его широким взглядом на современный мир.
Опубликовано АМОУМАЯ https://amoumaya.ru/